Иван (kottoblog) wrote,
Иван
kottoblog

Categories:

Пулемет ШКАС



Период с 30-х до 40-х годов прошлого века, пожалуй, самый интересный с точки зрения создания разных образцов вооружения. В этот короткий промежуток времени, по сути, зародились все виды оружия, которые используются до сих пор: какие-то в значительно модернизированном виде, а какие-то почти без изменений. Одна из областей, которая серьезно продвинулась в это время, была, конечно же, авиация. В частности - истребительная. Все страны соревновались в создании самого быстрого, скороподъемного и маневренного самолета. СССР тоже участвовал в этой гонке и благодаря усилиям гениального конструктора Поликарпова были созданы такие передовые для своего времени истребители, как И-15, а позже - И-16. Но истребитель - это не только сам самолет, но и вооружение: не таранить же вражеские машины. А чтобы поражать скоростные самолеты нужен скорострельный пулемет. С этим, увы, были проблемы.

Основным пулеметом Красной армии в тридцатые годы был известный всем "Максим". Несмотря на то, что пулемет был создан аж в 1883 году и успел морально устареть, он все еще активно использовался в армии. Вторым по популярности был не менее известный пулемет Дегтярева. Оба пулемета делались в разных исполнениях: на станке, на турели, танковые, зенитные и т.д. За неимением альтернативы на базе Максима и Дегтярева делали их авиационные модификации, которые назывались, соответственно, ПВ-1 (Пулемёт Воздушный) и ДА (Дегтярёв Авиационный). Тут и выяснилось, что пулеметы, пригодные для пехоты совершенно не годятся для авиации. И главная причина - упомянутая выше скорострельность.

Возьмем тот же Максим. Максимальная скорострельность у него 600 выстрелов в минуту. Для обстрела пехоты - это просто за глаза. Потому его, собственно, и использовали в армии в течении всей войны: да, неудобный, устаревший, сложный. Но задачу свою при этом выполняет. Смотрим на современнный для того времени Дегтярёв. У него максимальная скорострельность того меньше - порядка 550 выстрелов в минуту. Казалось бы - 10 выстрелов в секунду! Это же так много! Но это много, когда стреляешь по бегущему со скоростью 7 км/час пехотинцу. Если стрельнуть по нему с короткой очереди, то он всю ее в себя и примет. А когда ведешь огонь по самолету, летящему со скоростью 350 км/ч это очень мало. Пехотинцу одна-две пули - смерть, а самолету надо гораздо больше. Да и маневрирует он, зараза, постоянно. Не дает прицелиться. Поэтому в тот короткий промежуток, когда он попал в перекрестие прицела надо успеть нашпиговать его максимальным количеством пуль.

Потому товарищи военные начали понимать, что переделки пехотных пулеметов лишь переходный этап, а авиации нужны специальные авиационные пулеметы с повышенной скорострельностью. Понял это и инженер Шпитальный, который напару с Комарицким создали свой пулемет ШКАС - Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный. 11 октября 1932 года пулемет был принят на вооружение. Вышел он для своего времени просто передовым! Калибр был стандартным 7,62×54 мм R, а вот скорострельность поражала - 1800 выстрелов в минуту. Но Шпитальный с Комарицким на этом не остановились. Они продолжали дорабатывать свое детище и в итоге появился УльтраШКАС с совсем уж заоблачной скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту.

1. Сам пулемет выглядит так:
1
В пулемете заметен барабан - там проходит лента. Это фотография из музея техники Задорожного, если что. Увы, в моей коллекции такой красоты нет.

2. А вот лента с патронами как раз есть:
2
Тут видно два типа ленты. Если присмотритесь, увидите разницу. Она не только в сохране.

3. Рядом с обычной лентой от пулемета Калашникова:
3
В авиационном вооружении используются не сплошные, а рассыпные ленты - после извлечения из ленты патрона звено улетает вместе с гильзой.

4. Чтобы был понятен механизм, проиллюстрирую. Вот лента заходит в барабан:
4

5. Из нее вытаскивается назад патрон:
5

6. Досылается в патронник:
6
А звено в этот момент уже свободно и улетает. Следом за ним через мгновение полетит и гильза.

7. Как я писал, в ШКАСе используются патроны 7,62×54 мм R. Но не обычные. Здесь слева обычный бронебойный патрон, а справа - для ШКАС:
7
Внешне разница незаметна, а на деле она была. Для ШКАСа выпускались отдельные партии патронов с утолщенными стенками гильзы, усиленным обжимом пули в гильзе и надежно закрепленным капсюлем. Потому у пулемета и была такая потрясающая скорострельность: инженеры создали полноценный комплекс оружие-патрон. Кстати, этот патрон был первым в мире специализированным авиационным патроном (хоть и сделанным на базе обычного).

8. Бронебойная пуля обычного патрона и ШКАСовского:
8

9. Клейма на донце:
10
9
На втором патроне видна буковка "Ш" - именно так маркировались патроны для ШКАС. Маркировка такая была необходима, так как при внешней похожести в ШКАСе нельзя было применять стандартные патроны 7,62×54 - с ними во время стрельбы появлялись проблемы.

Разумеется этот пулемет был выполнен во всех авиационных модификациях: крыльевой, синхронный (который стреляет через крутящийся винт), турельный. Он устанавливался почти на всех отечественных самолетах довоенного и военного периода, в том числе на легендарном штурмовике Ил-2

Ну и рассказывая про ШКАС нельзя упомянуть такой момент. В книжке Новикова "Накануне и в дни испытаний" есть такой отрывок:
«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, — писал после войны Б. Г. Шпитальный, — то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».


Учитывая, что эту легенду рассказал о своем же пулемете сам Шпитальный мне в правдивость как-то не очень верится. Чую, приврал инженер. Пулемет великолепный - спору нет! Но чтоб уж так, прям в канцелярии да под стеклом... Еще меня настораживает, что больше ни в одном источнике эта информация не встречалась.

Tags: Коллекция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments